Наверх
город Свободный Амурской области, новости, события, жизнь в интересном городе... блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации

Яндекс.Толока — заработок в интернете.
Простые задания за вознаграждения.


Присоединиться

06 - Город в 20-30 годы

После изгнания интервентов и белогвардейцев трудящиеся города приступили к мирному созидательному труду. Интервенты оставили кровавые следы: тысячи убитых и искалеченных, пепелища на месте сёл и деревень, расстроенную экономику, разрушенный транспорт. В течение 6 месяцев 1922 года в Амурской области работала специальная комиссия, собиравшая материалы об убытках, причинённых империалистами Японии, США. Комиссия установила факты невиданного по своим масштабам грабежа. Амурской железной дороге был нанесён ущерб в 12,5 млн. рублей. Убытки амурского речного транспорта составили около 35 млн. руб. Если в 1917г. речной транспорт располагал 285 судами, то после интервенции осталось всего 96. Награбленное имущество и ценности американские и японские грабители вывозили на захваченных судах русского торгового флота. Они вывезли 12 пудов золота и почтовые сумки с золотом на сумму 111,6 млн. рублей. Было разрушено 419 деревянных, повреждено 40 железнодорожных мостов, 2 туннеля. Ущерб был нанесён сельскому хозяйству области. Экономическое положение города после освобождения было исключительно трудным. Последствия гражданской войны наложили отпечаток на экономическое развитие города. С каким энтузиазмом трудящиеся города взялись за восстановление разрушенного хозяйства. В городе в 1918-1924 годах проживало примерно 10-12тысяч жителей. В феврале 1920 года по решению Амурского обкома партии в город Свободный прибыл Кирилл Васильевич Сухомлин, он возглавил организацию свободненских большевиков и сыграл исключительно большую роль в мобилизации трудящихся города на восстановление хозяйства. Проводились коммунистические субботники. Первый такой субботник был проведён 10 июня 1920 года, а первый массовый субботник с участием коммунистов и беспартийных граждан был проведён 28 августа 1920 года. В нём участвовало более 4 тысяч человек. Трудящиеся своими руками приводили город в порядок. Вскоре К.В. Сухомлин был отозван в Благовещенск и возглавил комитет профсоюза Амурской железной дороги. Секретарём Свободненского горкома партии был избран Игнат Демьянович Косынкин, бывший подпольщик, в 1921-1928 годы возглавлял партийную организацию Ф.С. Лупан. 5 сентября 1921 года прошла 1-я уездная партийная конференция и был образован Свободненский уездный комитет РКП(б), секретарём укома партии стал Филипп Степанович Лупан и был им до 1926 года, а после упразднения укомов стал в 1926 году первым секретарём Свободненского райкома партии и пробыл им до 1928 года. Большую роль в деле вовлечения трудящихся в социалистическое строительство играла печать в городе. В 1917 году прекратила своё существование 1-я газета в нашем городе - "Алексеевский листок", в 1918 году - "Алексеевская жизнь", с 1917 до 1919г. издавалась газета "Вестник железнодорожного союза Амурской железной дороги". В1920 году, после того, как область была разбита на четыре района, в 4-м Свободненском районе начинает издаваться газета "Соха и молот", она выходит в 1920-1921 гг., на смену ей в 1922 г. приходит газета "Рабоче-крестьянский путь" - орган уездного ревкома и укома РКП(б). Она выходила до 1924 г., когда уездные газеты из-за тяжёлого финансового положения были упразднены, выходили только областные газеты. В 1922-1923 годах в городе издавалась газета "Мысль бедняка". С 1925 по 1928 годы в городе газеты не издавались. 24 октября 1929 года вышел первый номер газеты "Знамя коммуны", предшественницы газеты "Зейские огни" (с 1962 г.). Газета стала настоящим пропагандистом и агитатором в строительстве новой жизни. Её страницы были наполнены гулом эпохи, газетная строка стала созвучна времени. Большую роль в строительстве новой жизни играла молодёжь, именно ей предстояло строить новое общество и жить в нём. 0 июля 1920 года перестал существовать Союз социалистической молодёжи, который занимался в основном культурно-просветительской работой, и родился в городе Свободном Коммунистический союз молодёжи, верный помощник партии во всех её делах. Секретарём комитета комсомола был избран Василий Колганов. В первом городском собрании комсомольцев принял участие Александр Фадеев (кличка - Булы-га), автор книги "Молодая гвардия", в то время он организовывал комсомольские ячейки на Амурской железной дороге. В 1923 году был избран Свободненский уком РКСМ. Первым секретарём укома избран Алексеи Егоров, затем Иван Быков. Комсомольцам было передано помещение бывшего общественного собрания, помещение переоборудовали под комсомольский клуб: произвели ремонт, построили сцену, сменили занавес, изготовили скамейки, поставили киноаппарат. Клуб был назван "Интернационал". При клубе создали небольшую библиотеку, книги собирали везде, где можно. Один раз в неделю, по субботам, в клубе "Солей" выпускали устный живой журнал. Часто отправлялись на фронт добровольцы из числа комсомольцев. Все комсомольцы состояли в ЧОНе (части особого назначения). Все чоновцы имели винтовки, днём работали, а ночью охраняли важные объекты и склады с вооружением и боеприпасами, продовольствием. Комсомольцы часто ходили на ликвидацию белогвардейских банд, оперировавших в уезде, и несли потери. Так, в 1921 году при охране банка погиб от бандитов комсомолец И.М. Соболевский, в перестрелке с бандитами погиб комсомолец Красиков. Оба похоронены на площади имени С. Лазо. В 1922 году рядом с ними похоронен Потехин, погибший под Волочаевкой. Комсомольцы принимали участие в ликвидации безграмотности, в создании комсомольских ячеек в деревне, дружно работали на воскресниках, субботниках, не чурались никакого труда, шли с песней на выполнение любого задания. Они вместе со всем народом переделывали жизнь, строили новый мир. Дел было непочатый край. В это трудное послевоенное время в авангарде должны быть самые инициативные, мужественные, смелые люди, способные личным примером повести за собой народные массы. Комсомольцы работали в местных органах власти, в милиции, в суде, в школах, на всех предприятиях города. "Даёшь!" -это крылатое слово было девизом для комсомольцев 20-х годов. "Даёшь кооперацию!", "Даёшь грамотность!", "Даёшь лес!" - с этими словами юноши и девушки Свободного шли на самые трудные участки работы: просвещали, торговали, заготавливали лес, охраняли, отмывали беспризорников, и всё им было по плечу. Наиболее активными комсомольцами 20-х годов были Пётр Звездин (редактор газеты "Соха и молот"), Василий Колганов, Лиза Стонога, Саша Камсков, Коршунова, Алёша Егоров, Иноземцев, Старостин, Михаил Пашко, Дм. Лоскутников и другие. В 1923 году в городе был создан один из первичных пионерских отрядов записалось в него человек 30-40, вожатым отряда был комсомолец Борис Рябов.Пионерские отряды возникали повсеместно. Пионеры помогали комсомольцам во всех их делах, были юными строителями новой жизни. В январе 1924 года прошли в городе многочисленные траурные митинги по поводу смерти В.И. Ленина. Трудящиеся города клялись в верности партии и правительству и заявляли, что заветы Ленина будут выполнены. Передовые рабочие вступали в члены ВКП(б) ("Ленинский призыв"). В 1923 году в Амурскую область приехал "всесоюзный староста" М.И. Калинин, побывал в нашем городе. Встреча его с горожанами состоялась в городском парке. М.И. Калинин выступил с речью, в которой призвал трудящихся не покладая рук строить новое общество, защищать народную власть. Калинин вселял уверенность в победе нового строя. Его поездка на Дальний Восток способствовала ускорению темпов развития, город Свободный стал превращаться в промышленный центр. В 1923 году Амурская железная дорога была расформирована и стала называться Уссурийской с управлением в Хабаровске. Перенесение Управления железной дороги в г. Хабаровск, конечно, было не в пользу города. В первую очередь в городе развивается деревообрабатывающая промышленность, так как в период грандиозного строительства, которое развернулось в нашем городе и стране, требовалось огромное количество леса. В первую очередь надо было восстановить основную транспортную магистраль области - Амурскую железную дорогу. Требовались шпалы, мостовые и переводные брусья, вагонная обшивка и половые доски. Теперь уже Суражевский лесопильный завод работал для победившего революционного народа - выпускал из дерева всё, что требовалось для восстановления железной дороги. Финансовое положение завода было трудным, приходилось зарплату выдавать рабочим и служащим не только деньгами, но и продукцией завода - пиломатериалами. Нечем было рассчитываться заводу со сплавщиками леса. Лес тогда заготавливали на сплавной реке Тыгде, сплавляли его в плотах до Суражевки. Задолженность заготовителям леса и сплавщикам была огромной. В 1922 году приехала комиссия из Благовещенска и решила, что завод следует закрыть. Как показало время, это было ошибочное решение, но лесозавод был ликвидирован. Погашение задолженности по зарплате производилось пиломатериалами. Разбирались не только заводские постройки, но и жилые дома. Встал вопрос, куда деться уволенным рабочим, где жить, а также о необходимости переселения семей рабочих. Свободных земель не было. 120 семей работников закрытого лесозавода решили без разрешения властей строить собственные дома из полученных при расчёте лесных материалов на земельном участке за ж/д тупиком, хотя эта территория при большой воде затапливалась. За короткое время было построено свыше 100 домов. Возник рабочий посёлок, который суражевские обыватели окрестили "Нахаловкой" (имея в виду незаконный захват земли под строительство). В 1924 году лесопильный завод окончательно прекратил своё существование. Городу настоятельно требовалось создание лесообрабатывающего предприятия. В 1928 году на территории ныне действующего вагоноремонтного завода был построен однорамный завод, получивший название М-Чесноковского лесозавода Уссурийской железной Дороги, производительностью 25 куб.м готовой продукции в сме-НУ- Численность рабочих завода не превышала 50-60 человек. В 1931 году было закончено строительство нового 4-рамного лесозавода с суточной производительностью до 300-500 куб.м пиломатериала. Сплав леса по реке Зея производился силами лесозавода. В 1933 году техническая вооружённость лесозавода состояла из 4-х рам, обрезного станка, нескольких разделочных станков. Выкатка леса на берег производилась при помощи лошадей и нескольких лебёдок, а средством транспортировки леса от берега к лесозаводу являлась канатная подвесная дорога с локомобилем мощностью около 100 лошадиных сил. Численность рабочих и служащих на лесозаводе в 1933 году достигла 650-700 человек. В 1928 г. создана Свободненская пристань (речной порт -с 1962 г.). В 1933 году была организована сплавная контора Уссурийской железной дороги, которая с этого времени превратилась в самостоятельное предприятие и стала заниматься сплавом древесины. В 30-е годы Свободный стал местом дислокации основных подразделений, занятых реконструкцией Транссибирской магистрали от Байкала до Владивостока. В 1932 году началось строительство вторых путей от ст. Карымская до Уссурийска. В 1932 году основывается Суражевская судоверфь им. В.В. .Куйбышева. Уже в 1933 году судоверфью, наряду со строительством основных и вспомогательных цехов было построено 11 самоходных деревянных барж водоизмещением в 5810 тонн. С 1935 года на судоверфи приступили к постройке самоходных барж, в этом году было построено 14 самоходных и 34 несамоходных баржи. Строились буксирные катера, газоходы, деревянные и металлические баржи, дебаркадеры, брандвахты, плавма-стерские и другие плавсредства, производился ремонт судов. В 1935 году на базе железнодорожных мастерских отдела Уссурийской железной дороги был основан М-Чесноковский вагоноремонтный завод, предназначенный для капитального ремонта вагонов грузового парка. Завод оснащался новейшей техникой, были построены вагонный, кузнечный, колёсно-токарный с бандажным отделением, инструментальный цеха, цех ремонта запасных частей, монтажно-строительный цех. В 1935 году в Свободном начали функционировать авторемонтные мастерские Управления строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали, целевым назначением которых являлось производство капитального ремонта автомашин ЗИС-5, ГАЗ, работающих на строительстве вторых путей. Все цеха мастерских помещались вначале во временных деревянных фаршированных зданиях, отдельные цеха, например, кузовной, в утеплённых палатках. Оборудование состояло из 4-х токарно-револьверных станков, нескольких строгальных и сверлильных, станка для расточки блоков моторов и шлифовки коленчатых валов. Ремонт автомашин осуществлялся, в основном, за счёт замены изношенных частей новыми. Электростанция помещалась в деревянном фаршированном здании и имела два локомобиля ЛМ-5 с общей мощностью 250 лошадиных сил. В 1938 году было построено новое рубленое здание вулканизационного цеха. В 1940 году закончили строительство кирпичного здания главного корпуса, который вмещал в себя механический, демонтаж-ный, кузнечный, термический, сварочный и гальванический цехи. В связи с этим мастерские были переименованы в Центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ). В 1935 году вступили в строй на базе национализированной мельницы Клюева мельзавод № 5, хлебозавод, который удовлетворил полную потребность населения в хлебе, хлебобулочных и кондитерских изделиях. В 1935 году начали работу мастерские Дорстроя Амурской железной дороги. С 1 января 1933 года в городе создаётся трест "Амурзолото", который руководит золотодобывающей промышленностью области. В 1936 году для руководства лесной и деревообрабатывающей промышленностью области был организован трест "Дальтранслес", ему подчинялись лестранхозы, а им, в свою очередь, подчинялись сотни лесопунктов, расположенных по Зее и её притокам. Крупнейшим лестранхозом был Зейский, центр которого находился в селе Овсянка Зейского района. В 1937 году на базе городской бойни построен Свободненский мясокомбинат, в этом же году была основана автотранспортная контора, имеющая в своём распоряжении 16 автомашин старых марок, из них 4 грузовых и 3 пассажирских. Регулярное автобусное движение в городе началось лишь с 1941 года. В 1937 году Сплавная контора была перебазирована на Свободненскую пристань (ЦБУ), а на базе прежней территории организована Лесоперевалочная база треста "Дальтранслес". Были построены два довольно мощных транспортёра для выгрузки леса, две шпалорезки, однорамный распиловочный цех с механизированной подачей сырья, подведены подъездные пути, обеспечивающие отгрузку лесоматериалов. В 30-е годы в городе было организовано несколько промартелей, крупнейшей из них являлась артель "Обллесхимдревсоюз", которая объединяла до 20 кооперативов, эта артель производила смолу, скипидар, дёготь, мебель, изделия крестьянского обихода. В 1936 году в город вновь переводится Управление Амурской железной дороги, что способствовало ещё более быстрому развитию экономики города. В 1937 году построеноновое деревянное здание вокзала ст. Свободный. Выпуск валовой промышленной продукции в 1940 году увеличился по сравнению с дореволюционным периодом в 33 раза. В городе оживленно идёт жилищное строительство, строятся в основном частные дома. За годы гражданской войны и интервенции в центральной части города осталось много свободных земельных участков, вскоре они были заняты жителями северного микрорайона, которые просто переносили в центральную часть города свои дома. Возникают новые улицы, посёлки. Улицы получают новые названия, переименовываются имеющиеся. Улицы называются именами государственных и партийных деятелей - Воровского, Жданова, Урицкого, Кирова, Калинина, Куйбышева, Дзержинского, Ленина, Литвинова, Орджоникидзе; героев гражданской войны - Блюхера, Котовского, Лазо, Фрунзе, Чапаева, Щорса; лётчиков - Осипенко, Расковой; исторических деятелей - К. Маркса, Б. Хмельницкого, Хабарова. Некоторые улицы носят распространённые в советское время названия - 15 лет Октября, Октябрьская, 1 Мая, Советская, Комсомольская, Красноармейская, Рабоче-Крестьянская, Партизанская, Ударная, Интернациональная и другие. Суражевка испытывала страшные наводнения, особенно крупное наводнение было в 1928 году, когда была полностью смыта часть Суражевки. Люди перебрались через линию железной дороги и постепенно застроили большой участок, так возник посёлок Ударный. В1937 году, после выселения корейцев, поселок Корейский стал называться Советским. Растёт население города. Так, за 10 лет население увеличилось с 10 тысяч человек в 1926 году до 35 тысяч в 1935 году. В 1939 году население города составляло 44,8 тыс. человек. Огромные изменения произошли в 20-30 годы в народном образовании и культуре города. Открываются новые школы, идёт самая решительная борьба с безграмотностью, с детской безнадзорностью. В 1918 году была открыта так называемая "Ухов-ская" начальная школа, в ней работал будущий председатель Суражевского Совета В.П. Оглоблин. В этом же году были открыты высшее начальное училище (на месте теперешнего детского дома № 3), "Зайцевская" школа в Суражевке, которые просуществовали до 1921 года. После освобождения города от белогвардейцев и интервентов в феврале 1920 года продолжали действовать мужская и женская гимназии, учительская семинария (до осени 1922 года). В 1922 году была открыта на базе женской гимназии школа 2-й ступени с 5-летним сроком обучения. Это было единственное среднее учебное заведение, просуществовавшее до начала 30-х гадов. В 1923 году открывается центральная школа 2-й ступени на станции М-Чесноковская в здании Управления Амурской железной дороги (территория старого здания школы № 192). В 1924 году в городе вместе с районом было 49 школ, из них в городе-7, изб-читален в городе-7, в районе-10, ликпунктов в районе - 24, а в городе - опорный инспекторский пункт. Была открыта также ШКМ (школа крестьянской молодёжи), которой заведовал К.Т. Костенко. В этой школе учился будущий поэт Пётр Комаров (1926-1927 гг.). В 20-е годы работали в городе два детских дома (в Суражевке и в северной части города). Учителей в городе было 41, в районе - 68. Первым заведующим городским отделом народного образования был Степан Павлович Пономарев (1920-1921 гг.), затем возглавил отдел агитации и пропаганды Амурского обкома партии и был членом бюро. В 30-е годы народное образование в городе продолжает развиваться, открываются новые школы. В 1930 году Свободненская школа 2-й ступени становится 7-летней, позднее средней школой имени М.И. Калинина (ул. Советская, бывший филиал средней школы № 8). В1933 году в двухэтажном деревянном здании открывается средняя школа № 2, которая включает в себя бывшую начальную Гондатьевскую школу. Затем вступают в строй средние школы № 60 (в 1937 году) и № 9 (в 1939 году, школу построили заключённые), № 52 (в 1940 г.), неполно-средняя школа № 8 (1937 г.), впоследствии она стала носить № 53 (сейчас средняя школа № 6). В эти же годы открываются неполно-средние школы №№ 3 и 12 в Суражевке, НСШ № 5, начальная школа № 6 (за линией), № 8 (в Суражевке), № 193 (на ст. М-Чесноковская), № 189 (у железнодорожной больницы), № 7 (на месте детдома № 3), № 16 (на площади имени С. Лазо). Всё это свидетельствует о том, что делу народного образования в трудные 20-30 годы уделялось первостепенное внимание. Все эти годы в городе действовал кинотеатр имени С. Лазо (на месте прежнего кинематографа "Солей"). С начала 30-х годов функционировал сквер станции М-Чесноковская с летним клубом для демонстрации фильмов и танцплощадкой. В 1938 г. построен радиоцентр. В 20-30 годы не только было восстановлено хозяйство, разрушенное гражданской войной и иностранной интервенцией, но и город Свободный уже за годы довоенных пятилеток благодаря трудовому героизму трудящихся превратился из заштатного уездного городка, каким он был до революции, в один из крупнейших промышленных и культурных центров Дальнего Востока. Можно было бы на этом и закончить главу, но осталась нераскрытой самая страшная страница в истории нашего города -30-40 годы были годами, когда Свободный стал центром БАМЛага, через который прошли десятки тысяч людей. Десятки тысяч наших земляков были подвергнуты моральным и физическим истязаниям. Одни из них были расстреляны, другие осуждены и направлены в концентрационные лагеря, в переселенческие зоны. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий. В 1932 году Постановлением правительства от 13.04.1932 г. было создано Управление строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. 10.11.1932 г. создаётся БАМЛаг, которому передаётся строительство БАМа. Основными строителями должны стать заключённые. Управление БАМЛага находилось в городе Свободном, начальником его был назначен Н.А. Френкель. Размещалось оно в здании Управления дороги (крыло, занятое сейчас железнодорожным техникумом). Костяком персонала, как управленческого, так и инженерно-технического, был контингент, прибывший со строительства Бел о морско-Балтийского канала. Управление БАМЛага подчинялось ГУЛагу, которое находилось в Москве. Управлению БАМЛага подчинялись отделения БАМЛага, которые размещались в различных местах области (в Свободном, Тынде, Тахтамыгде, на ст. Магдагачи, в Арге и др.). В Свободном было 7-е отделение БАМЛага. Отделениям БАМЛага, в свою очередь, подчинялись лагпункты (зоны), колонии, лагучастки. В городе Свободном находились лагпункты (зоны): в начале улиц 40 лет Октября и Подгорной - лагпункт № 9, заключённые его работали на заводе сельхозорудий, впоследствии - ли-тейно-механический завод (на территории позади отделения дороги, от горсобеса до железной дороги). На территории лагпункта № 9 находился женский лагерь с Домом матери и ребёнка и швейной фабрикой, лагпункт размещался в посёлке Ударном (территория завода "Автозапчасть"), лагпункт в районе железнодорожной больницы, заключённых этого лагеря водили на работу на перевалочную базу. Лагпункты были расположены и в районе (на ст. Усть-Пёра, в посёлке Юхта (женская, мужская и детская колонии) и др. При Управлении БАМЛага работал спецлагсуд, который выносил самые жестокие приговоры, смертные приговоры следовали один за другим. Приговоры без промедления исполнялись. За городским кладбищем находилось место массовых расстрелов. Например, в Свободном в 1937 году 5 августа в 4 часа утра было расстреляно 79 человек, 7 августа в 3 часа ночи - 122 человека, 9 августа с часу до трёх ночи - 84 человека, 10 августа с 12 до 4 ночи -127 человек, 11 августа -128 человек, 14 августа -145 человек, 16 августа - 152 человека. Эти страшные цифры взяты из материалов оперативного учёта приведения смертных приговоров в исполнение. Это была настоящая "фабрика смерти", подобная фашистским лагерями в годы Отечественной войны в Германии. Кто же были эти заключенные? Это были крестьяне и рабочие, казаки и военнослужащие, интеллигенция и духовенство, безвинно осуждённые "двойками", "тройками", комиссиями ОГПУ и НКВД, осуждённые без свидетелей, без заседателей. Среди заключённых было много коммунистов. В стране в 30-40 годы шла настоящая охота за врагами народа, за шпионами, диверсантами, люди обвинялись во вредительстве, в антисоветской пропаганде, в участии в контрреволюционных заговорах, в подготовке восстаний и т.д. В стране шли судебные процессы над врагами народа, на предприятиях, в учреждениях, в колхозах проводились массовые митинги, митингующие требовали самых жестоких наказаний. В свободненских газетах того времени публиковались сообщения с митингов, в которых митингующие требовали "расстрелять бешеных собак", "раздавить ползучих гадов", "стереть с лица земли". И расстреливали, и давили "гадов", и стирали с лица земли людей, ни в чём не повинных. Большинство этих людей в настоящее время реабилитирован ы. Доносительство было в моде, городам и районам давались разнарядки, сколько врагов народа арестовать, предать суду. В Свободном располагалось две тюрьмы, одна пересыльная (на месте нынешнего ПМК-111 за линией), сюда привозили арестованных, в основном по политическим мотивам, затем увозили на суд в Хабаровск или в Благовещенск; другая тюрьма находилась на месте нынешнего горгаза, где сидели осуждённые на большие сроки. Заключённые работали на строительстве вторых путей железной дороги, на лесоповале, на строительстве различных объектов (например, в городе заключёнными построены школа № 9, стадионы "Динамо", "Торпедо", многие объекты на заводах, вокзал на ст. Свободный и др.). Заключённые жили исключительно в тяжёлых условиях, их постоянно избивали, за малейшую провинность помещали в карцер, политических селили вместе с блатными. Скученность, частые болезни, большая смертность, в том числе от голода. В 1934 году через БАМЛаг прошло 100 тысяч человек, в 1935 - почти 200 тысяч заключённых. Заключённые были бесплатной рабочей силой. Вторые пути железной дороги были построены в кратчайшие сроки. Этому способствовала введённая Френкелем система зачётов и поощрений. За хорошую работу на слётах ударников вручались значки "Лучшему ударнику БАМа", и срок заключённому сокращался вдвое. За перевыполнение месячного задания отделению заключённых вручалось Красное знамя, передовики заносились на Красную доску, отстающие - на чёрную. В лагере работал театр из заключённых, были свои поэты, художники, архитекторы. Через свободненский БАМЛаг прошли видные деятели нашей страны: учёный и философ П. Флоренский, Е. Галыгин-первый комендант г. Свободного в 1920г., известные в стране писатели Василий Ажаев, автор романа "Далека от Москвы", Сергей Воронин, Юрий Домбровский, будущий крупный военачальник Рокоссовский К.К. и другие. Выпускалась газета "Строитель БАМа" и другие печатные издания, которые распространялись только на территории лагерей. В конце 1939 -начале 1940 года на базе Амурлага создаётся Главное управление лагерей железнодорожного строительства, и часть персонала во главе с Френкелем была переведена в Москву. В1941 году Амур-лаг в Свободном прекратил своё существование, хотя лагеря с заключёнными оставались в городе до 1953 года и подчинялись Свободному. Это Управление было переведено в Комсомольск-на-Амуре для руководства строительством путепровода от Находки до Комсомольска (для перевозки грузов, прибывающих морем из США по лендлизу). Многие руководители подобных лагерей впоследствии сами были осуждены и расстреляны. Преступники заметали следы своих преступлений. За городским кладбищем на месте расстрелов установлен скромный памятный камень с надписью: "Невинным жертвам БАМЛага". Необходимо построить в городе солидный памятник жертвам необоснованных репрессий. Пишу эти строки с чувством глубокого волнения, сострадания и особой горечи, потому что и мой отец Иван Пантелеевич Попов в 39 лет погиб в этих лагерях от голода. 

Похожие статьи:

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта. Пришло время для реформ на нашем сайте. Если Вы иногда...
    4 июля 2010 года спортивная команда города Свободного вернулась из г.Райчихинска, где...
  • Комментарии (0)
  • ВКонтакте
  • Поделиться ссылкой
  • Справка
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Хотите оставлять комментарии?

Рекомендуем Вам авторизоваться или зарегистрироваться на сайте, в этом случае Вы сможете подписаться на комментарии к статьям и загружать фотографии, вести блог, опубликовывать объявления, задавать вопросы, общаться в чате и на форуме.

Без регистрации на сайте, Вы можете оставлять свои комментарии через плагины соц. сетей. (вкладка Поделиться)

Вкладка ВКонтакте - позволяет оставить комментарий или отзыв через vk.com

Вкладка Комментарии - стандартная форма комментариев сайта.

Однако, зарегистрировавшись раз, можно участвовать в рейтинге сайта и после обменять рейтинг на баллы. А баллы можно вывести в денежный эквивалент на счёт мобильного телефона, Яндекс деньги или Webmoney.





Изображения сайта, опубликованные пользователями. Форум. Блоги.Комментарии

Старое фото
Разочарование Алисы
Бони и Клайд
Love Story Настя и Сергей
Почему любят путешествовать?
10 лет назад
Готам тут не место.
Веселая кухня или ваш малыш не останется голодным.
Ах вот ты какой, Благовещенск!
Внимание! Сейчас вылетит птичка.
Все изображения

Яндекс.Метрика Свободный-Алексеевск Яндекс цитирования Amur.Info - новости Амурской области portamur.ru - новости Амурской области gtrkamur.ru - новости Амурской области новости Амурской области