город Свободный Амурской области
Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации

78 лет назад в Амурской области был создан БАМЛАГ

78 лет назад в Амурской области был создан БАМЛАГ

10 ноября 1932 года, 78 лет назад, в Приамурье приказом Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь, Байкало-Амурский ИТЛ, или БАМЛАГ. Его управление располагалось в городе Свободном, подчинялся непосредственно ГУЛАГ НКВД. Поскольку на ОГПУ возлагалось строительство Байкало-Амурской железной дороги (БАМ), то эта же задача ставилась и перед БАМЛАГом. Начальником строительства БАМа был назначен С. В. Мрачковский, а начальником БАМЛАГа – Н. Ф. Ерёмин с оставлением в должности помощника начальника ГУЛАГа.

Приказ ОГПУ, подписанный Г. Г. Ягодой, гласил: «Постановлением Правительства на ОГПУ возложено строительство Байкало-Амурской железной дороги, имеющей большое хозяйственное и оборонное значение. Одним из важнейших условий успешного выполнения этой ответственной и трудной задачи является укрепление руководящего состава Байкало-Амурского лагеря ОГПУ чекистскими кадрами. Чекисты не раз показали себя энтузиастами в тяжелых условиях работы отдалённых лагерей ОГПУ. Новый лагерь под руководством чекистов, так же, как и другие лагеря, должен полностью и в установленный срок выполнить данное ему задание, несмотря на все трудности и суровую обстановку строительства. Для этого требуются работники, добровольно желающие работать в Бамлаге».

В августе 33 года С. В. Мрачковский был отстранён от должности начальника строительства Байкало-Амурской магистрали. Вместо него назначен Н. А. Фенкель. Ранее он возглавлял строительство Беломорканала. Теперь он – начальник БАМЛАГа. А Мрачковский спустя три года был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.

Ещё в первые советские годы в правило вошло содержание заключённых в лагерных условиях, то есть в удалении от городов и с непременной обязанностью трудиться. Трудиться на благо страны должны были и заключённые БАМЛАГа. Из-за нехватки рабочих рук их направили на строительство БАМа. Однако из-за того, что лагерь не имел всей необходимой документации и первоначальных изысканий, а также неготовности проекта вплоть до 1937 года, основными стали работы на Транссибирской магистрали, работы по строительству вторых путей на Забайкальской и Уссурийской железных дорогах и лишь по мере возможности – строительство новой железнодорожной ветки от ст. БАМ до зимовья Тында. Этими работами занималось первое Тахтамыгдинское отделение, где содержалось 3 499 заключённых. Вскоре его подключили к сооружению вторых путей Транссиба. Строили новую ветку в разное время лагерные отделения БАМЛАГа, отделение со штабом в пос. Красная Заря. Расформирован БАМЛАГ был в мае 1938 года.

http://www.amur.info/news/2010/11/10/1.html

6045 просмотров
Теги: Бамлаг

Комментарии 1

0 Wind #
10 ноября 2010 в 09:33
Взял с форума Амуринфо:
Аскольд:
В бывшем здании управления БАМЛАГа в Свободном теперь баптистская церковь, слева от нее - здание отдела ФСБ (ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ), а "за спиной" - СИЗО. Такое вот интересное историческое соседство.
Я думал, что управление Бамлага располагалось в здании Управления ж.д. Это не так?